Без железобетонных плит не обойдется ни одно строительство. Прежде всего различают дорожные и аэродромные гладкие плиты (ПАГ). Последние можно отличить по рифленой поверхности с рабочей стороны (дорожные плиты имеют одинаковую шершавую поверхность с двух сторон).
ПАГ существуют с длиной 6 и шириной 2 м, толщина же отличается и указывается в обозначении: ПАГ-14 имеет толщину 140 мм, ПАГ-16 — 160 мм. Реже встречается толщина 20 и 24 см. В то же время дорожные плиты имеют стандартную ширину от 1,0 до 1,75 м при длине 3 м или 1,75 м при длине 6 м, а толщина их, как правило, составляет 170 мм. Выбор конкретного типа плит будет обусловлен тем, где и в каких условиях они будут применяться.
Сфера применения
Гладкие аэродромные плиты будут беспроигрышным вариантом при их использовании в качестве:
- покрытия на аэродромах и в самолетных ангарах, на что и указывает их название;
- дорожного покрытия для крупнотоннажного транспорта;
- подъездных путей для строительства, где используется тяжелая спецтехника;
- настила полов в складских и производственных помещениях,
- и в других подобных жестких условиях эксплуатации.
Основные характеристики
Свойства плит прежде всего зависят от трех главных составляющих.
- Арматура. Если для производства обычных дорожных плит используется ненапряженная арматура, то для ПАГ в качестве продольной арматуры применяется только предварительно напряженная стержневая сталь, с диаметром 14 или (реже) 12 мм. При обозначении марки плиты римские цифры после числа, обозначающего ее толщину, указывают на соответствующий класс стальной арматуры; если используются 12-мм стержни, то к маркировке после римских цифр добавляется «-1». Важно, что за счет изменения геометрии расположения арматурных стержней в слое бетона не происходит снижения прочности и при использовании арматуры меньшего диаметра.
- Марка бетона. Для производства аэродромных плит используется бетон марки не ниже М400 (что соответствует классу В30), и это обеспечивает их чрезвычайно высокую прочность.
- Состав и условия затвердевания бетонной смеси. Как правило, в производстве ПАГ может применяться наиболее прочный гранитный щебень мелкой фракции (не более 20 мм). Полученный при соблюдении пропорций и технологии изготовления низкопористый бетон придает аэродромным плитам морозостойкость F200, что означает, что они выдерживают не менее 200 циклов замерзания и оттаивания без снижения прочности, а эксплуатировать их можно при морозах до -60°С.
ПАГ целесообразно применять там, где более дешевые обычные дорожные плиты пришлось бы частично заменять из-за разрушения в процессе эксплуатации. Эти плиты за счет возможности их многократного повторного использования также позволяют сэкономить при настиле временных подъездных путей на строительные площадки.